Действующий Порядок проведения аттестации педагогических работников, утверждённый приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утрачивает силу 01.09.2023.
Новый Порядок утверждён приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Новый Порядок вступает в силу 1 сентября 2023 года, таким образом, педагогические работники, которые будут проходить аттестацию в 2023 — 2024 учебном году, уже с сентября будут проходить её в соответствии с новым Порядком.
Принципиальных изменений в аттестации на соответствие занимаемой должности, а также на первую и высшую квалификационные категории, нет. При этом появились две новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Важно! Квалификационные категории, полученные педагогами до 1 сентября 2023 года, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Что нового в данной процедуре?
Внесли уточнения по составу аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя из числа работников организации и состоит не менее чем из 5 человек, в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации.
В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а при отсутствии такового — иного представительного органа (представителя) работников организации. Руководитель организации в состав аттестационной комиссии организации не входит.
Отдельно обратим внимание, что теперь однозначно указано — сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности не вносятся. Все остальные процедурные моменты остались без изменений.
Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории.
Отметим, аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию. Что изменилось?
Заявления на высшую квалификационную категорию подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию (было: если аттестация будет проводиться впервые, то не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории,).
Есть изменения в части подачи документов. В пункте 27 Порядка появилась новая форма подачи документов через ЕПГУ. Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ.
Для педагогических работников появилась возможность дополнительно направить в аттестационную комиссию документы к ранее направленным. Педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.
Непосредственно в самой процедуре никаких изменений нет. Законодатель явно указал, что решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников органы исполнительной власти издают соответствующие распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.
Квалификационные категории (первая, высшая), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
Не претерпели принципиальных изменений и требования к квалификационным категориям, но теперь они называются показателями.
Вместе с тем в новом Порядке аттестации имеются изменения, в том числе существенные. Теперь сроки действия квалификационных категорий не устанавливаются (было: на 5 лет без продления).
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».
Аттестация на указанные квалификационные категории ранее не проводилась, поэтому здесь всё абсолютно новое. Надо сразу отметить, что на данные квалификационные категории могут претендовать только педагогические работники, которые имеют действующую высшую квалификационную категорию.
Если на первую и высшую квалификационную категорию работник самостоятельно подаёт документы (ничего не требуется от работодателя), то для аттестации на квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник» потребуется ходатайство работодателя в аттестационную комиссию. Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового — с иным представительным органом (представителем) работников организации.
Какие показатели деятельности установлены для указанных категорий?
Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
- руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
- руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
- методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
- участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
- передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.
Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
- руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
- наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
- содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
- распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.
С точки зрения процедуры аттестация на указанные квалификационные категории ничем не отличается.
Отметим, что законодатель закрепил норму: решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.
На основании решений аттестационных комиссий органы исполнительной власти издают соответствующие распорядительные акты об установлении квалификационной категории «педагог-методист», квалификационной категории «педагог-наставник», которые в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности. Квалификационные категории («педагог-методист», «педагог-наставник»), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
Важно! Согласно новому Порядку аттестации, проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у них званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах; а при аттестации педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, учитываются государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства (в прежнем Порядке аттестации такого положения не было).
В 2023-2024 учебном году в аттестационную комиссию Министерства образования и науки РСО-А от нашей школы завления подали
Темираева Маргарита Алановна и Цирихова Нелли Маирбековна.